Головна Сторінка директора
Сторінка директора


Радость. Счастье, которое приходит изнутри.

Ошо

Позвольте мне сначала рассказать вам небольшой анекдот.  — Мой доктор настоял, чтобы я к вам пришел, — сказал пациент психиатру. — Бог его знает, почему: я счастлив в браке, у меня стабильная работа, много друзей, никаких забот...
— Гм-м, — сказал психиатр и протянул руку за записной книжкой. — И давно это у вас?


В счастье невозможно поверить. Кажется, человек не может быть счастливым. Если говорить о депрессии, грусти, несчастье, поверят все — это кажется естественным. Но если говорить о счастье, вам никто не поверит — оно кажется неестественным.
Зигмунд Фрейд сорок лет исследовал человеческий ум — работая с тысячами людей, наблюдая тысячи умов с нарушениями — и пришел к заключению, что счастье является вымыслом: человек не может быть счастливым. Самое большее, мы можем сделать жизнь немного более комфортной, вот и все. Самое большее, мы можем сделать так, чтобы несчастья стало немного меньше, вот и все — но счастье? Такого с человеком не бывает.
Выглядит очень пессимистичным... но, если посмотреть на человечество, кажется, все точно так и есть, что это факт. Несчастливы только человеческие существа. Где-то глубоко внутри у них что-то не в порядке.
Но я вам говорю, опираясь на собственный опыт: человеческие существа могут быть счастливыми, могут быть счастливее птиц, могут быть счастливее деревьев, могут быть счастливее звезд — потому что человеческие существа обладают чем-то таким, чего нет ни у одного дерева, ни у одной птицы, ни у одной звезды. Они обладают сознанием.
Но, если есть сознание, возможны две альтернативы: вы можете стать или счастливыми, или несчастливыми. Это ваш выбор. Деревья счастливы просто потому, что не могут быть несчастливыми. Их счастье — это не их свобода; им приходится быть счастливыми. Они не умеют быть несчастливыми; у них нет никакой другой альтернативы. Птицы, щебечущие в ветвях деревьев, счастливы не потому, что решили быть счастливыми, — они счастливы просто потому, что не умеют жить никак по-другому. Их счастье бессознательно; оно просто в их природе.
Человеческие существа могут быть безмерно счастливы и безмерно несчастны — и они свободны в выборе. Эта свобода таит опасность, эта свобода очень трудна, потому что ответственность ложится на вас.
В мире так много религий потому, что так много несчастливых людей. Счастливый человек не нуждается, ни в какой религии. Счастливому человеку не нужен никакой храм, никакая церковь — потому что для счастливого человека все существование становится храмом, все существование становится церковью. Счастливый человек не совершает ничего подобного религиозной деятельности, потому что религиозна вся его жизнь. Что бы вы ни делали в счастье, это молитва — поклонением становится ваша работа; в самом вашем дыхании появляется насыщенное благородство, грация.
Счастье случается, когда вы сонастроены со своей жизнью, сонастроены так гармонично, чтобы все, что бы вы ни делали, было в радость. Если вы любите работу, которую делаете, если вы любите то, как вы живете, значит, вы медитативны. Тогда ничто вас не отвлекает. Если вас что-то отвлекает, это просто показывает, что то, чем вы заняты, на самом деле вам не интересно.
Учитель все время говорит маленьким детям: «Сосредоточьте внимание на мне! Будьте внимательны!» Они и есть внимательны — но только к чему-то другому. За стенами школы поет птица, поет от всего сердца, и ребенок внимателен к этой птице. Никто не может сказать, что он не внимателен, никто не может сказать, что он не медитативен, никто не может сказать, что он не пребывает в глубоком сосредоточении, — это так и есть! По сути дела, он совершенно забыл об учителе и арифметике, которой учитель исписывает доску. Ребенок совершенно слеп к этому всему, он целиком поглощен птицей и ее песней. Но учитель говорит: «Будь внимателен! Что ты делаешь? Не отвлекайся!»
По сути, это сам учитель отвлекает ребенка! Ребенок и есть внимательность — это происходит естественно. Слушая птицу, он счастлив. Учитель его отвлекает, учитель говорит: «Ты сейчас невнимателен» — учитель просто лжет! Ребенок был внимателен. Птица была для него более привлекательной, - что он может сделать? Учитель не так привлекателен, арифметика не так интересна.
Мы живем на земле не для того, чтобы быть математиками. Есть некоторые дети, которых эта птица не интересует: может быть, птица поет все громче, а все их внимание остается на доске. Значит, арифметика — для них.
Нас завлекают в неестественные заботы: деньги, престиж, власть. Слушание птиц никогда не принесет вам денег. Если вы будете слушать птиц, это не даст вам власти, престижа. Если вы будете наблюдать за бабочкой, это не поможет вам экономически, политически, социально. Эти вещи не выгодны — но эти вещи делают вас счастливыми.
Настоящее человеческое существо набирается храбрости, чтобы двигаться в те вещи, которые делают его счастливым. И если этот человек остается бедным, он остается бедным; у него нет никаких жалоб, он этим не возмущается. Он говорит: «Я выбрал свой путь — я выбрал птицу, бабочек и цветы. Я не могу быть богатым, и ладно! Я богат, потому что счастлив».
Даже если вы получите весь мир, и он будет у ваших ног, но потеряете себя; даже если вы завоюете все богатства мира, но потеряете при этом свое внутреннее сокровище, что вы будете делать с этими богатствами? Это будет страданием.
Если вы сможете научиться одной вещи... и эта одна вещь — быть бдительным, осознавать собственные внутренние мотивы, собственное внутреннее предназначение... Никогда не теряйте этого из виду, иначе вы будете несчастными. А когда вы несчастны, люди говорят: «Молись, и ты станешь счастливым; иди в храм, будь религиозным, будь христианином или индуистом, и ты будешь счастливым». Все это вздор. Будь счастливым, и религиозность придет сама. Счастье — вот основное условие.
Итак, мой подход — для тех, кто действительно дерзает, для сорвиголов, которые готовы изменить самый свой образ жизни, кто готов поставить на карту все — потому что, по сути, вам нечего поставить на карту; лишь свое несчастье, свое страдание. Но люди цепляются даже за это.

Я слышал:
В далеком военном лагере отряд новобранцев только что вернулся к месту расквартировки после бесконечного марша под палящим солнцем.
— Что это за жизнь! — сказал один из новых солдат. — Много миль до всего живого, сержант, который считает себя королем Атиллой, ни женщин, ни выпивки, ни увольнения — и кроме всего прочего, мои ботинки на два размера меньше, чем надо.
— Тебе необязательно это терпеть, приятель, — сказал его сосед. — Почему бы тебе, не выписать себе другую пару?
— Вряд ли я это сделаю. Снимать их — единственное мое удовольствие!

Что еще вам поставить на карту? Только свое несчастье. Единственное удовольствие, которое у вас есть, — это говорить о нем. Посмотрите на людей, рассказывающих о своих несчастьях, — какими они становятся счастливыми! Они за это платят; они идут к психоаналитикам, чтобы говорить о своих несчастьях, — и платят за это! Кто-то внимательно их слушает, и они счастливы.
Люди постоянно говорят о своих несчастьях, говорят снова и снова. Они их даже преувеличивают, приукрашивают, стараются, чтобы они выглядели как можно больше. В их изложении они разрастаются далеко за пределы натуральной величины. Почему? Вам нечего — кроме своего страдания — поставить на карту, но люди цепляются за известное, за знакомое. Несчастье — вот все, что они знают; это вся их жизнь. Им терять нечего, но они так боятся это потерять.
Насколько я вижу, важнее всего счастье, важнее всего радость. Важнее всего празднующий подход. Важнее всего жизнеутверждающая философия. Наслаждайтесь! Если вы не можете наслаждаться своей работой, измените ее. Не медлите! — потому что все время, пока вы ждете, вы ждете Годо, а Годо никогда не придет. Человек просто ждет и тратит жизнь впустую. Кого вы ждете, ради чего?
Если вы понимаете суть... если при определенном образе жизни вы несчастны, все старые традиции скажут, что неправильны вы, — а я хотел бы сказать, что неправилен этот образ жизни. Попытайтесь понять различие в акцентах. Неправильны не вы, неправилен только ваш образ жизни, то, как вы научились жить, — неправильно. Мотивации, которым вы научились и которые приняли, как собственные, не ваши — они не осуществляют ваше предназначение. Они идут против вашей природы, они идут против вашей стихии.
Помните это: никто другой не может решать за вас. Все чужие заповеди, все приказы, все морали только искалечат вас. Вы должны решать за себя сами, вы должны взять свою жизнь в собственные руки. Иначе жизнь будет продолжать стучаться в двери, а вас никогда не будет дома — вы всегда будете где-то в другом месте.
Если вы должны были быть танцором, жизнь приходит через эту дверь, потому что жизнь думает, что, наверное, к этому времени вы уже стали танцором. Она стучится в эту дверь, но вас там нет — вы банкир. Как можно ожидать от жизни, чтобы она узнала, что вы станете банкиром? Жизнь приходит к вам со стороны того, кем хотела сделать вас природа; она знает только этот адрес — но вас никогда нельзя там застать, вы где-то в другом месте, прячетесь за чьей-то чужой маской, в чьей-то чужой одежде, под чьим-то чужим именем. Существование непрестанно вас ищет. Оно знает ваше имя, но вы это имя забыли. Оно знает ваш адрес, но вы никогда не жили по этому адресу. Вы позволили миру увести себя в сторону.


Ваше предназначение может вас найти только одним путем, и этот путь — в вашем внутреннем цветении, в том, каким хочет вас видеть существование. Пока вы не найдете собственной спонтанности, пока вы не найдете своей стихии, вы не можете быть счастливыми..
. Быть счастливым — значит, претерпеть радикальную перемену в образе жизни — и перемену резкую, потому что времени терять нельзя. Внезапная перемена, откол, отрыв от прошлого... Внезапный удар грома — и ты умираешь для прошлого и начинаешь с самого начала, с самых азов. Жизнь начинается заново, такой, какой бы она была, если бы не было никаких образцов, навязанных родителями, обществом, государством; какой бы она была, должна была быть, если бы не было никого, чтобы вас отвлечь. Но вас отвлекли.

Вам придется отбросить все те образцы, что были навязаны, и найти собственное внутреннее пламя.


Живи в Радости

Живи в радости, в любви, — даже среди тех, кто ненавидит.
Живи в радости, в здоровье, — даже среди тех, кто болен.
Живи в радости, в мире, — даже среди потревоженных.
Живи в радости, ничем не владея, подобно сияющим.
Победитель сеет ненависть, потому что побежденный страдает.
Простись с победой и поражением и найди радость.

(сутри Гаутами Будди)

 

Пред вами жизнь моя

  
Пред вами жизнь моя - прочтите жизнь мою. 
Ее, как рукопись, на суд вам отдаю, 
  как достоверный исторический роман, 
  где есть местами романтический туман, 
но неизменно пробивает себе путь 
реалистическая соль его и суть. 
  Прочтите жизнь мою, прочтите жизнь мою. 
  Я вам ее на суд смиренно отдаю. 
Я все вложил в нее, что знал и что имел. 
Я так писал ее, как мог и как умел. 
  И стоит вам хотя б затем ее прочесть, 
  чтоб все грехи мои и промахи учесть, 
чтоб всех оплошностей моих не повторять, 
на повторенье уже время не терять, - 
  мне так хотелось бы, чтоб повесть ваших дней 
  моей была бы и правдивей, и верней!
  
   (Юрій Левітанський)


 

Каждый выбирает для себя (Любимое)

Каждый выбирает для себя 
Женщину, религию, дорогу. 
Дьяволу служить или пророку -
Каждый выбирает для себя. 
Каждый выбирает по себе 
Слово для любви и для молитвы. 
Шпагу для дуэли, меч для битвы 
Каждый выбирает по себе. 
Каждый выбирает по себе 
Щит и латы, посох и заплаты. 
Меру окончательной расплаты 
Каждый выбирает по себе. 
Каждый выбирает для себя. 
Выбираю тоже - как умею. 
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя. (Ю. Левитанский)

 
 

Любимое

 Что происходит на свете?
- А просто зима.
- Просто зима, полагаете вы?
- Полагаю.
  Я ведь и сам, как умею, следы пролагаю
  В ваши уснувшие ранней порою дома.
- Что же за всем этим будет?
- А будет январь.
- Будет январь, вы считаете?
- Да, я считаю.
  Я ведь давно эту белую книгу читаю,
  Этот, с картинками вьюги,
старинный букварь.
- Чем же все это окончится?
- Будет апрель.
- Будет апрель, вы уверены?
- Да, я уверен.
  Я уже слышал, и слух этот мною проверен,
  Будто бы в роще сегодня звенела свирель.
- Что же из этого следует?
- Следует жить,

Шить сарафаны и легкие платья из ситца.

Вы полагаете, все это будет носиться?

- Я полагаю, что все это следует шить!
  Следует шить, ибо сколько вьюге ни кружить,
  Недолговечны ее кабала и опала.
  Так разрешите же в честь новогоднего бала
  Руку на танец, сударыня, вам предложить!
  Месяц серебряный, шар со свечою внутри,
  И карнавальные маски - по кругу, по кругу!
  Вальс начинается. Дайте ж, сударыня, руку,
  И - раз-два-три, раз-два-три,

  раз-два-три, раз-два-три!.. (ю. Левитанский)

 

Участь у форумі

29-30 жовтня відвідала виставку-презентацію «Освіта України. Інноваційні технології навчання», на якій були представлені сучасні дидактичні засоби навчання, програмно-технічні комплекси та технології, навчально-методична література та багато інших цікавих матеріалів. Із великим задоволенням взяла участь у Всеукраїнському щорічному проекті «Педагоги-новатори в Україні», який проходить у рамках виставки. Цього року проект відкрив свою третю сторінку: «Чоловіча посада шкільного керівника з жіночим обличчям». Сторінка присвячена чудовій жінці, яка все своє життя присвятила освіті – народному вчителю СРСР, заслуженому вчителю України, директору Лисичанської гімназії з Луганщини Білусі Світлані Василівні. Я вже вдруге спілкуюся із Світланою Василівною і вдруге відчула велику радість, що мала можливість такого спілкування.
Як же потрібні такі заходи! Що чує директор кожен день? – «Треба, треба, треба…». А як би було приємно інколи почути: «Дякую, молодець, так тримати!».  Wink
Найбільше враження отримала від участі у Першому міжнародному форумі освітянських керівників «Лідери української школи: роль директора сучасного навчального закладу». Ключова тема форуму: «Формування ефективного механізму суспільно-державної підтримки української школи». Що тут говорити? По-доброму позаздрила директорам, які зуміли піднятися над матеріальними проблемами; над лавиною непотрібних, а інколи, просто безглуздих паперів; над проблемами протікаючого даху, відсутнього тепла; директорам, які не уявляють, що неможливо придбати обладнання для кабінетів фізики та хімії; директорам, які просто працюють над тими питаннями, над якими повинен працювати директор школи! Перше відчуття – смуток і відчай, а потім – задоволення від того, що знаю до чого прагнути. І прагнути не до віртуальних химер, а до рівня реально існуючих шкіл в провінціальних містах України.Smile

 

Заходи почаще в гости, друг!


Ты заходи почаще в гости, друг, 
Моя страница для тебя всегда открыта. 
Для разговора тема не забыта, 
И мысли новые все вертятся вокруг.

Ты мне о жизни расскажи своей, 
О новых именах в твоем блокноте 
И не заканчивай на грустной ноте, 
Ведь больше радостных и светлых дней.

Ты спросишь тихо, как мои дела. 
Я улыбнусь, сказав, что все в порядке, 
Ведь жизнь прекрасна при любой раскладке, 
Какой бы безнадежной ни была.

 

Економіка школи: прозоро, чесно, легально

Автор: Юрій ШУКЕВИЧ (голова Асоціації керівників шкіл м. Києва)

Успадкована від СРСР система управління шкільною освітою залишається надміру керованою: міністерство — обласне управління освіти — районний відділ освіти — школа. Напрями фінансових потоків теж не змінилися і досі відповідають пострадянській системі централізованого розподілу коштів «згори донизу»: до школи доходить тільки те, що пройшло крізь сито бюджетів вищого рівня.

Кожна з 20 тисяч державних шкіл України повинна отримувати й витрачати кошти згідно з річним кошторисом щомісячних доходів та видатків. Такий кошторис на початку календарного року вираховує й надає на підпис директору школи централізована бухгалтерія районного відділу освіти. Що ж бачить директор?

На типовому бланку проти переважної більшості статей видат­ків — прочерки, тобто фінансування немає. Фактично, йому пропонується розписатися під фактом, що держава в особі районного відділу освіти планує виплачувати певну заробітну плату працівникам школи (разом із нарахуваннями на зарплату, що розподіляються до державних фондів, це становить до 85% усього бюджету), а також оплачувати комунальні послуги, енергоносії та послуги зв’язку (приблизно 15% бюджету). І, як правило, все. Хочеш, директоре, — підписуй, не хочеш — все одно підписуй. У непідготовленого до українських реалій німецького, іспанського або шведського директора школи виникло б логічне запитання: а де брати кошти на придбання меблів та інвентарю, скла, вогнегасників, комп’ютерів та інших технічних засобів навчання, на ремонти класів і кабінетів, вивезення сміття, відрядження вчителів, утримання харчоблоку, медпункту та прилеглої території, проведення виховних заходів і ще багато-багато іншого? Але наш український директор, виплеканий системою подвійних, а то й потрійних стандартів, хоч як це дивно, знаходить варіанти відповіді.

 

Підготовка до Всеукраїнського турніру юних біологів.

Щорічно команда юних біологів нашого ліцею бере участь у Всеукраїнському турнірі юних біологів. Маємо певний досвід, маємо результати. В цьому році зіткнулися з проблемою. Команда може бути 3, 5 осіб, у нас виявили бажання прийняти участь у турнірі  значно більше ліцеїстів. При відборі кандидатів віддавали перевагу учасникам турніру минулого року, -  відчуваю образу дітей, які не потрапили до складу команди. Висновки: затверджувати склад команди (усих подібних змагань), у кінці навчального року, по результатам Весняної ліцейної олімпіади; вибачитись перед учнями, які у цьому році не потрапили на турнір.
 

Новий навчальний рік - яким він буде для нас?

Прийшла осінь. Набрав обертів новий навчальний рік. Порадували педагогічний колектив наші випускники, довівши, що ліцей дає глибокі, конкурентноспроможні знання.  90% з них вступили до найпрестижніших ВУЗів країни на держзамовлення. Я хочу побажати удачі кожному з них. Нехай вас, дорогі випускники, супроводжує успіх на вашому шляху. Учіться, трудіться і не зганьбіть наш ліцей! Удачі вам!  

Але життя триває. Така вже вчительська доля – одних відпускаємо, а малечу беремо під своє крило. Ось і цього року ліцейну  родину поповнили 69 першачків, на яких ми покладаємо великі надії.  Сподіваємося, що вони стануть гідною зміною випускникам і не упустять планку, високо підняту учнями нашого ліцею! Дорогі першокурсники! Я впевнена, що ви продовжите славні традиції ліцею та започаткуєте свої. У добрий путь, дорогі мої вихованці!

Яким буде цей рік для ліцеїстів, працівників ліцею, батьківської громади ліцею? Те, що він буде незвичним – це вже зрозуміло.

По-перше, ми розпочали повноцінне навчання у новому приміщенні. І хоч переїзд додав немало клопоту, але те, що в ліцеї  панує освітянський дух, поселений тут ще 100 років тому прогресивною родину графа Бобринського, відчули всі. Тепер головна справа кожного ліцеїста, кожного вчителя і працівника ліцею - довести, що ми заслуговуємо навчатися і творити в цьому чудовому приміщенні.

По-друге, завдяки піклуванню міської ради і депутатського корпусу, ми отримали сучасний комп’ютерний клас. Це дало змогу підключити безлімітний, цілодобовий, швидкісний Internet, об’єднати усі комп’ютери  ліцеї локальною мережею і  відкрило для ліцеїстів та їх вчителів нові можливості для творчої, продуктивної роботи.

По-третє, педагогічна родина поповнилась новими, молодими працівниками, які принесли в наш, і без цього творчий колектив, свої задуми та погляди, що органічно вплелися в творчій вінок ідей ліцейної родини, ідей спрямованих на досягнення нових вершин та злетів.

      Тож нехай цей навчальний рік відкриє перед ліцеїстами нові горизонти пізнання себе і світу, вчителів надихне успіхами вихованців, батьків – гордістю за своїх дітей, і нехай цей рік подарує нам право називатися  школою « Простір любові»!

 

З любов’ю директор ліцею.                                      

 

 
«ПочатокПопередня1234567НаступнаКінець»

Сторінка 7 з 7